Принятие закона о негосударственных пенсионных фондах
История возникновения НПФ связана с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», принятым во время проведения реформ в экономике. В течение двух лет учредили около 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности была создана Инспекция НПФ, которую позже упразднили.
С 2008 года количество фондов стало сокращаться за счет слияний и самоликвидаций. В 2020 году насчитывается 94 НПФ.
В конце 2013 года приняли закон, по которому к 2026 году должны быть акционированы все НПФ с обязательным пенсионным страхованием в практике. Прочие фонды такую процедуру должны пройти до нового года.
До завершения акционирования пенсионные накопления участников фонда переводятся в ПФР. Для управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, предусмотрено вступление в страховую программу в обязательном порядке после проверки Центральным Банком. Эта программа необходима для гарантирования сохранности денежных средств вкладчиков.
Функции НПФ по закону
Деятельность НПФ осуществляется по двум основным направлениям – негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию по ОПС. Различают также другой вид деятельности данных организаций – пенсионное страхование профессионального характера.
Федеральный закон предусматривает следующие функции таких организаций:
- заключение пенсионных договоров и договоров по ОПС;
- сбор и хранение взносов и накоплений;
- ведение счетов НПО (негосударственное пенсионное обеспечение);
- создание пенсионных резервов с последующим размещением их средств;
- вложение накоплений с целью получения прибыли;
- назначение и производство выплат негосударственной пенсии;
- назначение и произведение накоплений, срочных и единовременных выплат;
- формирование выплатного резерва.
НПФ имеют право вести пенсионные счета лично, либо посредством других организаций на основании соответствующих договоров. Уставная деятельность обеспечивается определенным образом. На оплату расходов направляются собственные средства организации.
Исключение: расходы на размещение резервных средств и инвестиции пенсионных накоплений.
Вкладчикам, участникам и застрахованным лицам в обязательном порядке ежегодно предоставляется информация о состоянии их счетов. Обеспечивают ее по обращению в течение 10 дней.
Обязательные резервы НПФ
Федеральный закон № 75 предусматривает, что НПФ обязан обеспечить устойчивость исполнения обязательств относительно своих участников.
С этими целями создается страховой резерв. Его учет ведется обособленно. Банк России устанавливает особенности формирования и применения страхового резерва, а также регламентирует его нормативный размер. При нарушении этих требований наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
С аналогичными целями создают резерв по ОПС. Его формирование обеспечивается:
- ежегодными отчислениями по ОПС за счет дохода от инвестиций;
- средствами пенсионных накоплений, которые не были получены правопреемниками;
- доходами от инвестиций средств фонда по ОПС.
Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.
Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.
Кто осуществляет контроль над деятельностью фондов
Закон от 7 мая 1998 г №75 ФЗ предусматривает, что единоличный исполнительный орган фонда не имеет права передавать полномочия индивидуальному предпринимателю.
Деятельность НПФ ежедневно контролируется специализированным депозитарием. Контроль деятельности фондов осуществляется также следующими органами:
- Пенсионным фондом РФ;
- Банком России;
- Федеральной налоговой службой;
- Счетной палатой;
- независимым аудитором;
- независимым актуарием.
Такой многоступенчатый контроль необходим для защиты прав и состояния средств участников НПФ. Органы управления и контроля должны иметь определенный состав и структуру. Этот пункт регламентируется уставом фонда и законодательством РФ.
О реорганизации и ликвидации фонда
Реорганизация негосударственного пенсионного фонда может быть выполнена в нескольких формах: путем присоединения, слияния, разделения или выделения. Другие формы реорганизации не допускаются.
Вопрос о необходимости реорганизационных вопросов поднимается на общем собрании акционеров. После принятия соответствующего решения подается уведомление в Банк России (максимальный срок подачи такого документа составляет три дня). Уведомление должно содержать следующую информацию:
- о порядке реорганизационных процессов и сроках их проведения;
- о предполагаемом результате процессов.
Заинтересованными лицами в данном случае признаются акционеры и кредиторы. Отказ Банка России в осуществлении реорганизационной процедуры, если таковой последует, может быть обжалован.
Немного по-другому ситуация обстоит с ликвидацией. Все накопленные средства должны быть переданы в ПФР. Требования вкладчиков и участников общества необходимо полностью удовлетворить, но только не за счет накоплений пенсионного типа. Должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, функции которой приобретают приоритетный характер. Деятельность фонда прекратится после исключения соответствующих сведений из государственного реестра о юридических лицах.
Глава X. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; 1. При выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, уполномоченный федеральный орган вправе своим предписанием запретить фонду проведение всех или части операций, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать у него лицензию и назначить в фонд временную администрацию. 8. В состав временной администрации входят руководитель временной администрации, его заместитель (при необходимости) и члены временной администрации. Руководителем (заместителем руководителя) временной администрации назначается должностное лицо уполномоченного федерального органа. о размере дохода от размещения пенсионных резервов, направляемого на формирование страхового резерва фонда; Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года договор об обязательном пенсионном страховании — соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 12 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; инвестиционный портфель управляющей компании — активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, полученных управляющей компанией в доверительное управление от одного фонда;
Участие в НПФ
Пенсия имеет страховую и накопительную части. Формируются они из отчисления работодателя (22%) и составляют соответственно 16% и 6% от фонда оплаты труда. Накопительная часть формируется только у тех граждан, которые выбрали соответствующее обеспечение.
Закон о негосударственном пенсионном обеспечении предполагает, что любой гражданин вправе переносить накопительную часть в НПФ.
На страховую часть эти права не распространяются, так как в настоящее время она используется для выплат действующим пенсионерам.
Накопления, переданные в НПФ, приносят доход. Это обеспечивается за счет инвестирования средств. Если сравнивать среднюю доходность при государственном и негосударственном обеспечении, то выше показатели будут во втором случае.
Обратите внимание: обязательное условие сотрудничества с НПФ – заключение договора об ОПС.
Переход из ПФР в НПФ: порядок, способы
Переход в НПФ осуществляется по определенным правилам. В закон были внесены поправки, в соответствии с которыми заявление о переходе необходимо подавать в ПФР.
Сделать это можно лично либо по почте. Во втором случае заявление необходимо нотариально заверять.
Описание ФЗ 75
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ был принят 7 мая 1998 года. Закон регламентирует юридические и социально-экономические отношения, проявляющиеся при формировании НПФ, осуществлении их непосредственной деятельности и упразднении.
Согласно ФЗ о НПФ РФ, государственная регистрация каждого нового негосударственного пенсионного фонда происходит в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, принятом 8 августа 2001 года. Вердикт о регистрации, упразднении или реорганизации НПФ выносит Банк России.
Фонд лицензируется бессрочно Банком России ФЗ 75 (ст. 7.1 ФЗ-75). Однако в случае неоднократных нарушений федеральных законов и предписаний Банка, лицензия может быть аннулирована. Банк России имеет право отказать соискателю в лицензировании, если он не соответствует нормативам, указанным в ч.10 ст. 7.1 закона 75 о негосударственных пенсионных фондах.
Основными функциями НПФ, установленными в действующем федеральном законе, являются осуществление работы с пенсионными накоплениями вкладчиков, своевременные выплаты участникам, слежение за сохранностью фондовых сбережений. При утрате части активов, акционеры обязаны возместить вкладчикам недостающую сумму.
Устав НПФ определяется его создателем. Обязательными пунктами являются:
- Наименование в полном и сокращённом виде с присутствием в нём понятия «Негосударственный Пенсионный Фонд» и аббревиатуры «НПФ»;
- Определение исключительной деятельности акционерного сообщества;
- Определение максимума собственных доходов от вложения пенсионных средств и резервных размещений;
- Директива создания попечительского совета из числа вкладчиков, участников фонда и уполномоченных представителей застрахованных лиц.
Требования к должностным лицам, сотрудникам бухгалтерии и контролёрам НПФ регламентированы статьёй 6.2. В действующем тексте определяются критерии компетентности и профпригодности. В частности соискатель на пост должностного лица не должен иметь непогашенных судимостей за умышленные преступные деяния, числиться на аналогичных должностях в финансовой организации, признанной банкротом, если с момента банкротства прошло не более трёх лет. Ведомственный контролёр, главный бухгалтер, член наблюдательного совета директоров избирается из числа членов акционерного общества. Физическое лицо из партнёрского списка негосударственного пенсионного фонда перечисленные должности занимать не может.
Действительный Федеральный Закон наделяет негосударственные пенсионные фонды полномочиями, позволяющими получать доступ к конфиденциальной информации вкладчиков и партнёров (ст. 15). Информативная секретность должна быть сохранена. Раскрытие личной информации вкладчиков третьим лицам карается законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключая случаи, предусмотренные рассматриваемым законом. НПФ имеет право на обработку персональных данных физических лиц без их непосредственного согласия.
Право вкладчиков — требовать абсолютного соблюдения обязательств по пенсионному договору. К таковым относятся своевременные пенсионные выплаты, включая преждевременные (по предварительному запросу).
Переустройство негосударственного пенсионного фонда происходит на основании решения, принятого на общем собрании акционеров. Принятое решение об изменении функций акционерного общества обязывает его руководство поставить в известность о происходящем Банк России. В течение 30 рабочих дней со дня оповещения Банка, о реорганизации предупреждаются кредиторы. В оповещении о начале процедуры переустройства НПФ должны быть указаны предположительные сроки её проведения, условия реорганизации и информация о возможных адресах создаваемых в результате реформации дополнительных фондов. По окончанию процедуры запись о переустройстве акционерного общества заносится в государственный реестр.
Ознакомьтесь ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
Решение о прекращении деятельности фонда принимается в соответствии с действующим федеральным законом и Конституцией Российской Федерации. В течение 30 дней с момента принятия ликвидационных мер, пенсионные сбережения направляются в Пенсионный фонд РФ в порядке, предусмотренным Банком. Эксплуатация резервов НФП производится в рамках выплат или перенаправления в другие фонды пенсионных страховок и выкупных сумм вкладчикам и участникам. При недостаче денежных активов пенсионного резерва, недостающая сумма может быть добавлена из совместных гарантийных сбережений.
За Банком России закреплено право подачи в Арбитражный суд РФ заявления о принудительном прекращении деятельности негосударственного пенсионного фонда. Если в судебном порядке принимается соответствующее решение, акционерное общество признаётся несостоятельным в соответствии с положением Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Решение Арбитражным судом выносится в течение месяца с момента подачи ходатайства Банком России.
Как и другие законы Российской Федерации, Федеральный закон 75 о негосударственных пенсионных фондах претерпевает периодические изменения. Это связано со стремительно изменяющейся социально-экономической обстановкой в государстве. Последние существенные поправки в 75-ФЗ внесены 3 июля 2016 года.
Последние изменения, касающиеся деятельности негосударственных ПФ
Последние поправки в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ были внесены 3 июля 2016 года и вступили в силу 1 января 2020 года.
Изменения коснулись сразу нескольких статей настоящего закона. Пункт 9 ст. 7.1 в новой редакции гласит, что в оформленной на бланке Банка России лицензия негосударственного пенсионного фонда должна указываться информация о возможном ограничении на реализацию деятельности по обязательному пенсионному страхованию и НП обеспечению.
В п. 12 рассматриваемой статьи были внесены изменения, поясняющие возможные причины переоформления лицензии. Банк России уполномочен переоформить лицензирование в случае изменений в наименовании НПФ или смене действительного адреса фонда.
Статья 7.1 согласно акту от 2 июля 216 года дополняется пунктом 18. Текст этой части настоящей статьи уточняет, что НФП уполномочен осуществлять ту непосредственную деятельность, которая указана в лицензионном документе. Все возможные поправки оговариваются и согласовываются с Банком России.
Отчётная документация должна предоставляться в электронном виде, скреплённом электронной подписью (ст. 32.1, ч. 3).
Ст. 7.2 была дополнена частью 2.1. Согласно её нормативам, Банк России уполномочен аннулировать лицензирование негосударственного пенсионного фонда за отказ в выполнении требования о членстве в СРО (N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»). Появившийся в обновлённой ст. 14 пункт 6 также обязывает НПФ вступать в СРО в сфере финансового рынка.
Инвестирование накоплений и размещение резервных средств по закону
Закон регламентирует, что движения инвестируемых накоплений и размещаемых резервных средств должны быть прозрачными и информационно открытыми.
НПФ руководствуется определенными принципами:
- гарантировать сохранность этих средств;
- обеспечить получение дохода, вложения в разные активы, их ликвидность;
- определить стратегию инвестиций, основываясь на непредвзятых критериях;
- учитывать надежность ценных бумаг;
- профессионально управлять процессом инвестирования.
Средства резервов фонды могут размещать самостоятельно либо посредством управляющих компаний, но последние не получают при этом право собственности.
Объекты инвестирования предусматривает Банк России. Сотрудничество с управляющими компаниями осуществляется по договору доверительного управления.
Объекты инвестирования
Активы пенсионных накоплений должны соответствовать определенным критериям, устанавливаемым Банком России.
Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы относительно следующих объектов:
- государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов;
- облигаций и акций (при создании в форме ОАО) российских эмитентов;
- паев ПИФов;
- ипотечных ценных бумаг;
- денежных средств на счетах и депозитах кредитной организации (рубли, иностранная валюта);
- ценных бумаг международной финансовой организации, если допущено их публичное обращение и размещение в РФ;
- облигаций иностранных эмитентов, если российское юридическое лицо получает доходы от их размещения.
Банк России вправе также вводить дополнительные ограничения касаемо инвестирования.
Федеральный закон № 167-ФЗ от 27 июня 2020 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств
Принят Государственной Думой 5 июня 2020 года
Одобрен Советом Федерации 20 июня 2020 года
Статья 1
Внести в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 492; 2001, №33, ст. 3424; 2003, № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5033; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, Ст. 45; 2007, №31, ст. 4011; №41, ст. 4845; 2009, №23, ст. 2776; №30, ст. 3739; 2010, №31, ст. 4193; №47, ст. 6028; 2011, №7, ст. 905; №27, ст. 3873; №48, ст. 6730; №50, ст. 7351; 2012, №27, ст. 3588; №50, ст. 6954; №53, ст. 7605; 2013, №11, ст. 1076; №19, ст. 2329; №26, ст. 3207; №27, ст. 3438; №30, ст. 4084; №51, ст. 6699; 2014, №26, ст. 3395; №52, ст. 7543; 2020, №27, ст. 3950; №29, ст. 4357; 2020, №18, ст. 2661) следующие изменения:
1) дополнить новой частью сорок первой следующего содержания: «Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».»;
2) части сорок первую — сорок четвертую считать соответственно частями сорок второй — сорок пятой.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52, ст. 5032; 2004, №31, ст. 3233; 2006, №19, ст. 2061; 2007, № 1, ст. 9, 10; 2008, №42, ст. 4699; №52, ст. 6231; 2009, №1, ст. 25; №48, ст. 5731; 2011, № 27, ст. 3873; №43, ст. 5973; 2012, № 53, ст. 7607; 2013, № 27, ст. 3438, 3476; № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6695, 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 26, ст. 3395; № 30, ст. 4219; № 45, ст. 6154; №52, ст. 7543; 2020, №29, ст. 4348, 4357; 2020, №1, ст. 23, 50; №27, ст. 4225, 4295; 2020, № 14, ст. 1997; № 18, ст. 2661, 2669; № 27, ст. 3950; №31, ст. 4830; 2020, №1, ст. 66; №11, ст. 1588; №18, ст. 2557) следующие изменения:
1) дополнить статьей 574 следующего содержания:
«Статья 574. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.»;
2) дополнить статьей 764″1 следующего содержания: «Статья 764″1. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 761 настоящего Федерального закона, в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «Онациональнойплатежнойсистеме»(Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, №27, ст. 3872; 2013, №52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315; 2020, № 1, ст.
1) часть 10 статьи 7 после слов «Перевод электронных денежных средств» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 91 статьи 9 настоящего Федерального закона,»;
2) статью 8 дополнить частями 51 — 53 следующего содержания:
«51. Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оператор по переводу денежных средств в рамках реализуемой им системы управления рисками определяет в документах, регламентирующих процедуры управления рисками, процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, на основе анализа характера,параметров иобъемасовершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности).
52. Оператор по переводу денежных средств после выполнения действий, предусмотренных частью 51 настоящей статьи, обязан в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом:
1) предоставить клиенту информацию:
а) о совершении им действий, предусмотренных частью 51настоящей статьи;
б) о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода денежных средств без согласия клиента;
2) незамедлительно запрашивать у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения.
53. При получении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 52 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить исполнение распоряжения. При неполучении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 52настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств возобновляет исполнение распоряжения по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 51 настоящей статьи.»;
3) статью 9:
а) дополнить частью 91 следующего содержания:
«91. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 51 -53 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 52 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 52 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 51 статьи 8 настоящего Федерального закона.»; б) дополнить частями 111 — II5 следующего содержания: «II1. При получении от клиента — юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее -уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.
112. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.
11 . В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью II2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.
II4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью II2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.
115. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 112 — 114 настоящей статьи.»;
4) статью 27 дополнить частями 4-7 следующего содержания: «4. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России.
5. В целях обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств Банк России осуществляет формирование и ведение базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
6. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента по форме и в порядке, которые установлены Банком России.
7. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры вправе получать от Банка России по форме и в порядке, которые им установлены, информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.».
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
В.Путин
Москва, Кремль 27 июня 2020 года № 167-ФЗ