No Image

Школьная программа по литературе в сша

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
10 марта 2020

Пополняем список must read.

Текст: Маргарита Мишина · 16 января 2019

У американских школьников нет общепринятой программы по литературе, преподаватели вольны вносить в список книги, которые нравятся им самим. Но некая «база» так или иначе присутствует в каждой школе. Мы сделали для тебя подборку с ней. Запоминай, скринь, а лучше сразу начинай читать – не оторвешься!

КЭТРИН ПАТЕРСОН, «МОСТ В ТЕРАБИТИЮ»

Да-да, все мы помним этот замечательный фильм, в финале которого просто невозможно сдержать слез. А знала ли ты, что он был снят по одноименной книге? «Мост в Терабитию» написан очень легко, тебе хватит пары часов, чтобы прочитать всю книгу. Девятилетний Джесс и его подруга Лесли живут по соседству, бегают наперегонки и создают свой мир – Терабитию – куда нет хода никому, кроме них двоих.

Цитата: «Они не просто дружили с Лесли, она была его лучшей, веселой стороной – дорогой в Терабитию и дальние края».

ХАРПЕР ЛИ, «УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА»

Джин-Луизе шесть, у нее есть старший брат Джим и хороший друг Дик. Втроем они вечно влипают во всякие неприятности и обходят стороной дом Страшилы Рэдли, потому что в их городке ходят ужасные легенды о нем. Книга, на самом деле, не о детских приключениях, а о серьезных взрослых темах – расовое неравенство, отношения родителей и детей, несправедливость в мире. Но благодаря тому, что книга написана от лица шестилетнего ребенка, темы эти воспринимаются легче и проще, и многое становится ясней.

Цитата: «Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь».

ДЖОН СТЕЙНБЕК, «О МЫШАХ И ЛЮДЯХ»

О взрослых и о вечных детях. О доброте и о жестокости. О людях и о людях. Эту книгу Джона Стейнбека сложно пересказать и совсем не хочется спойлерить, чтобы вдруг не испортить впечатление после прочтения. Она небольшая и очень пронзительная, а главный герой Ленни – большой и трогательный до слез.

Цитата: «А добрым быть ума не надо. И даже наоборот, мне иной раз думается: взять по-настоящему умного человека – такой редко окажется добрым».

УИЛЬЯМ ГОЛДИНГ, «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

Книга, в которой не будет жужжания, потому что в ней нет ни одной мухи. Ты поймешь, о чем мы, когда прочитаешь 😉 Книга непростая, местами даже страшная. Мальчишки попадают на необитаемый остров, и в них начинают проявляться качества, которые они не замечали за собой в обычном мире – жестокость, кровожадность, ненависть. Как они там выживут? Что еще обнаружат в уголках своей бесконечной души?

Цитата: «Может, зверь этот и есть. Может. это мы сами».

ДЖЕРОМ СЭЛИНДЖЕР, «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»

Джером Сэлинджер – одна из загадок в мире литературы. Он написал один роман, «Над пропастью во ржи», и на пике своей карьеры перебрался в дом на отшибе, где провел остаток своей жизни. Главный герой романа, Холден Колфилд – бунтарь, исключенный из школы. Холден немного Сэлинджер – как Гермиона немного Роулинг, а Мэри Поппинс немного Памела Трэверс 😉 Это книга о поиске себя, о взрослении, о том, как тяжело быть подростком.

Цитата: «Я представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

РЭЙ БРЭДБЕРИ, «451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ»

Рэй Брэдбери написал книгу-пророчество, и это немного пугает. Это история об обществе, в котором иметь (и, тем более, читать) книги – преступление, а мыслить критически (не по стандарту) – наказывается законом. Все книги сжигаются, в мире господствует массовая культура и потребительское мышление. Почитай и подумай: насколько сильно наше общество близко к этой ситуации.

Цитата: «А еще я думал о книгах. И впервые понял, что за каждой из них стоит человек. Человек думал, вынашивал в себе мысли. Тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге. А мне это раньше и в голову не приходило».

ЭМИЛИ БРОНТЕ, «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»

Этот роман придется по вкусу всем, кто любит трогательные и глубокие истории любви. А еще английскую культуру, их старые традиции и мрачные меланхоличные пейзажи, на фоне которых происходит действие книги. Главный герой, Хитклифф, настоящий дикарь, поначалу немного отталкивающий. Но в «Грозовом перевале» ты узнаешь, на какие невероятно сильные чувства способен этот дикарь.

Цитата: «…он никогда не узнает, как я люблю его, и люблю не потому, что он хорош собой, а потому, что в нем больше меня, чем во мне самой».

МЭРИ ШЕЛЛИ, «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»

Знаешь, сколько лет было Мэри Шелли, когда она написала роман, который давно признан мировой классикой? Девятнадцать! И это не история в стиле «они любили друг друга, но не могли быть вместе». Нет, в этом романе ученый Виктор Франкенштейн мечтал сотворить «нового человека»: он научился оживлять мертвую материю и, собрав части человеческого тела, создал монстра, который впоследствии объявил охоту на своего создателя и всю его семью.

Цитата: «Жизнь упряма и цепляется за нас тем сильнее, чем мы больше ее ненавидим».

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД, «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»

Нью-Йорк, 30-е годы. Главный герой Ник получает приглашение на вечеринку загадочного мистера Гэтсби, которого никто из гостей даже не знает в лицо. Кто он такой? Зачем устраивает эти вечеринки? В книге потрясающая атмосфера, замечательная история любви и трагический финал. И даже несмотря на отсутствие хэппи-энда, которого мы обычно ждем от подобных историй, очень и очень советуем прочитать: это того стоит.

Цитата: «Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки…».

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ, «СТАРИК И МОРЕ»

У Эрнеста Хемингуэя было правило: «пиши пьяным, редактируй трезвым». Мы, конечно, ни в коем случае не советуем тебе пользоваться этим советом, просто просвещаем. А книга «Старик и море» и правда невероятная. Она о человеческом достоинстве и силе. О том, как противостоять лавине жизненных бед, и как из нее выбираться. О схватке человека с природой.

Цитата: «Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят».

ВИКТОР ГЮГО, «ОТВЕРЖЕННЫЕ»

Читать Гюго – занятие не из простых. Его порой витиеватые фразы могут сбить с толку, и придется возвращаться на пол-страницы назад, чтобы вспомнить, с чего начиналось предложение 😉 Но чем сильнее ты погружаешься в мир его романов, тем меньше замечаешь подобные моменты. Потому что его герои – настоящие, живые, искренние. Они будто сидят рядом с тобой в кресле, водят пальцами по строчкам и нашептывают свои реплики так, что ты отчетливо их слышишь.

Если боишься, что не осилишь «Отверженных» сразу, рекомендуем прочитать адаптированный отрывок из него, «Козетту». Ты ничего себе не проспойлеришь, но будешь заинтригована и, возможно, захочешь узнать всю историю целиком.

Цитата: «Есть зрелище более величественное, чем море, – это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, – это глубь человеческой души».

БЕРНАРД ШОУ, «ПИГМАЛИОН»

«Пигмалион» – это пьеса, которую ставят по всему миру. Она небольшая, и читается очень легко. Элиза Дулиттл – бойкая, озорная и очень упрямая цветочница. Она неграмотна, невежественна и необразованна, но профессор Хиггинс заключает пари со своим другом и берет ее на «перевоспитание». Очень смешно и трогательно. В общем, рекомендуем!

Цитата: «Секрет, Элиза, не в уменье держать себя хорошо или плохо или вообще как бы то ни было, а в уменье держать себя со всеми одинаково. Короче говоря, поступать так, будто ты на небе, где нет пассажиров третьего класса и все бессмертные души равны между собой».

Нужен
репетитор?

Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.

Читайте также:  Дисководы гибких дисков и их параметры

Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.

Франция

Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное — стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.

В обязательной программе

  1. Кретьен де Труа. «Ланцелот».
  2. Жан Батист Мольер. «Скупой».
  3. Пьер Корнель. «Сид».
  4. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
  5. Виктор Гюго. «Отверженные».
  6. Эмиль Золя. «Жерминаль».
  7. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
  8. Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  10. Альбер Камю. «Падение».

Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

В обязательной программе

  1. Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
  2. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
  3. Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
  4. Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
  5. Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
  6. Терри Пратчетт. «Плоский мир».
  7. Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
  8. Герман Мелвилл. «Моби Дик».
  9. Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
  10. Эдгар По. Стихотворения и поэмы.

Великобритания

Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» — тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.

В обязательной программе

  1. Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
  2. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  4. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
  5. С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
  6. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
  7. Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
  8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
  9. Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
  10. С. Кольридж. «Старый моряк».

Германия

В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».

В обязательной программе

  1. Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
  2. Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
  3. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
  4. Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
  5. Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
  6. Генрих фон Кляйст. «Маркиза д’О».
  7. Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
  8. Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
  9. Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
  10. Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».

Япония

В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные — единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев — в том числе и японских школьников — представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.

  1. Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
  2. Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
  3. Хигути Итиё. «Сверстники».
  4. Юкио Мисима. «Золотой храм».
  5. Кобо Абэ. «Женщина в песках».
  6. Сосэки Нацумэ. «Сердце».
  7. Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
  8. Огай Мори. «Танцовщица».
  9. Харуки Мураками. «Охота на овец».
  10. Сики Масаока. Стихи.

Это читают все

Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран. Итак, «всемирная десятка»:

  1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
  2. Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
  3. Харпер Ли. «Убить пересмешника».
  4. Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
  5. Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
  6. Мэри Шелли. «Франкенштейн».
  7. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
  8. Франц Кафка. «Превращение».
  9. Лев Толстой. «Анна Каренина».
  10. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, — историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу — его можно считать преимуществом нашей системы образования.

Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.

Выпускники из Азии, Африки, обеих Америк и Европы рассказали нам о том, что проходили на уроках литературы в школе

От Индии до Колумбии и от США до Марокко: редактор eksmo.ru Алина Ежова опросила 17 человек со всех концов света, чтобы выяснить, что они читали, когда были школьниками. Ответы некоторых респондентов вас удивят.

Марио, 26 (Салерно, Италия)

На уроках мы проходили классику итальянской литературы вроде «Божественной комедии» Данте и «Обрученных» Мандзони. За время учебы в старших классах — а это пять лет — мы успели ознакомиться с жизнью и творчеством всех писателей с начала юлианского календаря и до ХХ века. В течение учебного года мы читали примерно по две книги, во время каникул — по пять-шесть. Но на самом деле всем было плевать, читаешь ты или нет.

Помимо признанной итальянской классики в школьную программу входили и другие произведения. Например, «1984» Оруэлла, которому мы уделяли очень много внимания. Из других произведений вспоминаются «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Воссоединение» Фреда Ульмана, «Сто лет одиночества» Маркеса, «Один, ни одного и сотни тысяч» Луиджи Пиранделло и его же «Покойный Маттиа Паскаль», «Семья Малаволья» Джованни Верга, «Самопознание Дзено» Итало Звево, «Секрет Луки» Иньяцио Силоне, «Письмо к ребенку, который никогда не родился» Орианы Фаллачи, «Частное дело».

Больше всего из этого списка мне нравился «Покойный Маттиа Паскаль» Пиранделло. Это грустная повесть о долге, который общество навязывает человеку. Что же касается нелюбимых книг, то это определенно книга Орианы Фaллачи «Письмо к ребенку, который никогда не родился», потому что автор — радикальная католическая стерва.

В старших классах я читал примерно одну книгу в месяц. Не скажу, что это много. Моим любимым произведением из внеклассной программы был и остается роман Достоевского «Преступление и наказание», который я прочитал в 16 лет. В этой книге автор глубоко анализирует отношения между человеком и обществом и описывает высокомерие среднего класса, который считает себя выше общественных правил. Мне нравится, как Достоевский рассказывает об «изгнаннике».

Мария, 27 (Родос, Греция)

Из начальной школы вспоминается книга «Высокая гора». Если я не ошибаюсь, она была написана в 1918 году греческим писателем Захариасом Папантонио. Я любила эту книгу, потому что в ней рассказывалось о приключениях детей во время каникул.

Читайте также:  Joomla php код в материале

В средней школе мы читали поэмы Гомера — по часу в день в течение трех лет. «Одиссею» я любила, а вот «Илиаду» — не очень, но не из-за самого произведения, а из-за учителя, который нам его объяснял.

Также раз в неделю у нас проходил отдельный двухчасовой семинар, на котором мы разбирали греческую поэзию и прозу,написанную в большинстве своем до 1960-х годов.

Помимо школьной программы мне нравилась книга «Большая прогулка Петроса» Зеи Алки. Она о мальчике, который жил в Афинах во время Второй мировой войны. Эта книга произвела на меня сильное впечатление в детстве, поскольку рассказывает о трудностях, через которые вынужден пройти 10-летний герой: потеря семьи и друзей, отсутствие свободы.

В подростковом возрасте я подсела на серию о Гарри Поттере. Мир, созданный Роулинг, помогал мне забыть о проблемах, которые я испытывала в реальной жизни. Я не знаю, почему, но дети в моей стране читают мало. Если вы подарите ребенку книгу, будьте уверены: он возненавидит вас. Возможно, это связано с тем, что в школе нас очень грузят историей.

Хамза, 24 (Касабланка, Марокко)

В начальной школе мы чаще всего читали сказки. На французском: «Маленький принц», «Сказки улицы Брока» (серия про детей, ведьм и всё в этом роде), из более реалистичного — «Работа» Мишеля Пикемаля. «Маленький принц» — чудесное произведение, мне и сейчас нравится перечитывать его. «Работа» — это история о дружбе детей и бездомного художника, тоже классная. На арабском мы читали короткие истории, основанные на нашем фольклоре. Например, рассказы о приключениях Ходжи — бедного и умного мужчины, который жил в средневековом Марокко. В средней школе мы читали романы и классические пьесы на французском, а на арабском — автобиографии. Я ненавидел пьесы и ненавижу их до сих пор, особенно — Мольера, потому что истории у него очень глупые.

У нас был выбор: сидеть в классе и делать уроки или читать книги в библиотеке. В начальной школе в библиотеку нас сопровождал учитель, который помогал подобрать литературу. Мне нравился такой подход.

В начальной школе я выбирал фантастические и юмористические вещи: «Маленький Николя», «Властелин Колец», «Гарри Поттер», а также комиксы, которые любят марокканские дети — «Жемчуг дракона», «Астерикс и Обеликс». В более взрослом возрасте я брал в библиотеке «Удел человеческий» Андре Мальро и русский роман «Война и мир». Обе книги мне очень понравились.

Камилла, 29 (Быдгощ, Польша)

Вот какие книги мы читали: «Таинственный сад» Фрэнсис Бёрнетт, «Аню из Зеленых Мезонинов» Люси Монтгомери, «В дебрях Африки», «Камо грядеши», «Крестоносцев» и «Потоп» Генрика Сенкевича, «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна, «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Маленького принца» Экзюпери, «Страдания юного Вертера» Гёте, «1984» Оруэлла, «Сто лет одиночества» Маркеса, «Имя розы» Умберто Эко, а еще Достоевского, Джозефа Конрада, Альбера Камю, Данте Алигьери, Булгакова, Болеслава Пруса.

Возможно, у меня были проблемы с произведениями, в которых встречался устаревший скучный язык, как в «Крестоносцах» Сенкевича, но в целом мне нравились все книги из школьной программы. Особенно — «1984», эта книга показала мне абсолютно другой мир. В старших классах я выбрала класс гуманитарной направленности, и там мы читали больше. У нас были очень хорошие учителя, которые придумывали с нами разные креативные вещи: на уроках литературы мы часто делали театральные постановки и газету.

Натан, 27 (Сан-Диего, штат Калифорния / США)

В четвертом классе мы читали «Остров голубых дельфинов» Скотта О’Делла. В Калифорнии каждый 10-летний ребенок обязан прочитать эту книгу, она о местных жителях, которых колонизировали испанцы. Из начальной школы она мне запомнилась больше всего. «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери — первая антиутопия, которую я прочитал в школе. Мне было тринадцать лет, я учился в седьмом классе и любил книги, и это произведение заставило меня с ужасом представить мир, в котором люди сжигают книги, а знания запрещены. Концовка, где мир разрушен после войны, но группа людей вспоминает важные книги, такие как пьесы Шекспира или Библию, произвела на меня очень сильное впечатление: даже в темноте мы можем сохранить маленький кусочек цивилизации.

Другая книга из программы средней школы, которую я прочел, когда мне было 16, — «Суровое испытание» Артура Миллера. Она рассказывает о процессе над ведьмами, который шел в XVII веке в пуританской Америке.

Я помню, как учитель объяснял нам, что это произведение было написано во времена Холодной войны и представляет аллюзию на движение маккартизма, которое сопровождалось репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Вам, русским, это может показаться забавным.

Я редко ненавидел книги, но помню, как в рамках дополнительных курсов в средней школе вынужден был взять философию. Это было в дополнение к общей нагрузке, и это был полнейший гемор. Одна из книг, которые мы читали, «Мир Софии», была о метафизике, и для меня это было слишком. Хотя, возможно, сейчас она и понравилась бы мне.

Больше всего мне тогда нравились книги, которые меняли мой образ мышления. Помню, как в последний год обучения в средней школе я прочитал «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. У этой писательницы много последователей в США: она является создательницей философии объективизма, которая переплюнула обычный американский капитализм. Это полная хрень, но я был девственником в пубертате и считал, что ее идеи классные. К счастью, я прошел эту стадию. Путешествия очень помогают в борьбе с невежеством.

В средней школе у нас была более сложная программа, чем, возможно, у 95% американских детей. Мы подробно анализировали тексты литературных произведений. Что означает сияющий зеленый свет в конце «Великого Гэтсби»? Или, например, «О дивный новый мир», который я забыл упомянуть в числе своих любимых книг из школьной программы, — какое сходство имеет наше общество и тот дерьмовый мир, что описал автор? Нас могли попросить в двух абзацах объяснить, о чем эта книга, а могли заставить проанализировать идею автора и соотнести ее с «событием А» или «событием В» или с определенным явлением в поп-культуре на пяти страницах.

Я хочу, чтобы американцы читали больше. Чем меньше мы читаем, тем чаще мы выбираем идиотов в президенты: Рейган, Буш-младший, а теперь и Трамп.

Том, 29 (Эдинбург, Шотландия / Великобритания)

Я помню, как мы читали «Скотный двор» Джорджа Оруэлла в начальной школе, то есть когда мне было около 12 лет. Эта книга мне нравилась. В средней школе в первый год мы изучали лирику времен Первой мировой войны, а еще «Венецианского купца» Шекспира. На следующий год — повесть «О мышах и людях» Джона Стейнбека, которая мне тоже нравилась, а также «Двенадцатую ночь».

Шекспира я ненавидел больше всего: язык временами непонятный, и я не чувствовал никакой связи с героями или историями. Все, что я помню из третьего года обучения в средней школе, — это поэзия, особенно запомнилось стихотворение Теннисона «Атака легкой бригады». Ах, да. Еще «Инспектор пришел» Джона Пристли и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Эти книги я не очень любил, но Стивенсона не против перечитать и сейчас.

Винсент, 27 (Сен-Дени, Франция)

Мы читали очень много Мольера: «Мещанин во дворянстве», «Школа жен», «Лекарь поневоле». Еще «Сида» Пьера Корнеля и «Федру» Жана Расина. У нас было огромное количество пьес в программе, и я их ненавидел, потому что весь этот театр казался мне старым. Также в программе было много поэзии вроде «Цветов Зла» и басен Лафонтена. Я еще помню «Парфюмера» Патрика Зюскинда и «Пену дней» Бориса Виана. Я их очень любил из-за чувственного повествования.

Читайте также:  Сигареты блэк тип отзывы

Паскаль, 33 (Сен-Брюно-де-Монтравиль, Канада)

Вспоминается лишь несколько книг: «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Торо, «Белая собака» Ромена Гари, «1984» Оруэлла. Конечно, мы читали больше, но именно эти книги повлияли на мою жизнь, особенно «Уолден». Генри Торо — мое большое вдохновение.

Челита, 27 (Фунса, Колубмия)

Кажется, мне было 7 лет, когда нам дали задание: выбрать самостоятельно книгу и презентовать ее перед классом. Я взяла «Платеро и я» Хуана Рамона Хименеса. Это история про чуткого ослика, который понимает детей. Я тогда впервые плакала над книгой.

Мое поколение в Колумбии выросло на латиноамериканской литературе: «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, его же «Палая листва» и «Полковнику никто не пишет». В своих магических историях он отразил бедность и социальные проблемы времен насилия и гражданской войны в Колумбии.

Я ненавидела «Сто лет одиночества», это самая большая книга, которую я когда-либо читала, и я угробила на нее две недели, готовясь к тесту.

Далее — Кортасар и Борхес, их мы тоже читали. Еще поэзию, в которой отражена тема диктатуры в Аргентине и Чили.

Также запомнились следующие книги: «Одиссея» Гомера, «Педро Парамо» Хуана Рульфо, «Вихрь» Хосе Эустасио Риверы, «Божественная комедия» Данте.

Джеймс, 29 (Лифук, Англия / Великобритания)

В первую очередь, вспоминается Шекспир. В 11 лет — это наш седьмой класс — мы читали вместе «Макбета».

Мне кажется, мы были слишком юны, чтобы оценить это произведение, учитывая, что в нем затрагиваются взрослые темы, да и лексика очень старая. Порой казалось, что мы сидим не на английском, а на уроке по иностранному языку. Потом мы каждый год проходили другие его произведения: «Гамлета», «Бурю», «Ромео и Джульетту» и так далее.

Сначала ты ничего не понимаешь, тебе кажется, что эти пьесы были специально выдуманы для мучения школьников, но со временем привыкаешь и начинаешь получать удовольствие от этого.

Помимо Шекспира мы изучали «Повелителя мух» в 9 классе (13 лет), «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» (13 лет), «Суровое испытание» (14 лет). Больше всего мне нравился «Повелитель мух», в котором затрагивалось много тем: религия, общество, жестокость человека.

Я рос в богом забытой дыре в английской глуши, поэтому книги были единственным способом отгородиться от реальности. Я был фанатом Sci-Fi и фэнтези: в подростковом возрасте прочитал очень много книг Терри Пратчетта, Толкина, Филипа Пулмана, Фрэнка Герберта. Если говорить о действительно важных книгах, прочитанных в то время, то я думаю, что «Остров» Олдоса Хаксли оказал на меня большое влияние, а также «Скотный двор» и «Один день Ивана Денисовича», с которого я начал знакомство с русской литературой.

Больше всего меня огорчает, что в Великобритании мы мало изучаем иностранную литературу. Первый раз возможность изучать книгу, изначально написанную на иностранном языке, у меня появилась только в колледже (16 — 18 лет). Это была пьеса Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Лукас, 28 (Форталеза, Бразилия)

Из начальной школы помню всего два произведения: небольшую повесть под названием «Наша Берлинская стена» и рассказ «Казуза», они мне очень нравились. Примерно с шестого класса мы начали читать серьезную бразильскую литературу. Произведений, естественно, было очень много, но выделить можно следующие примеры: «Дон Касмурро» Машадо де Ассиза, «Брузунданги» Лима Баррето, «Сертаны» Эуклидис да Кунья, «Иссушенные жизни» Грасильяну Рамуса, «Тропы по большому сертану» Жуана Гимарайнса Роза, «Капитаны песка» Жоржи Амаду, «Час звезды» Клариси Лиспектор.

Нияз, 23 (Дакка, Бангладеш)

У нас в Дакке некоторые учебные заведения специализируются на культуре и языке европейских стран — например, Германии или Франции. Я учился в частной английской школе. «Рамаяна» и «Махабхарата» в нашей программе были представлены в минимальном объеме: многие главы мы пропускали, потому что учителя считали, что их необязательно знать. Мы читали таких авторов, как Рабиндранат Тагор и Сарат Чандра Чаттопадхай. Они были великолепны! Но больше всего мне нравились произведения на английском языке: «Венецианский купец» Шекспира, «Хроники Нарнии» и «Оливер Твист». Дома мне тоже нравилось читать англоязычную литературу, особенно Дэна Брауна и «Гарри Поттера».

Шарлотта, 24 (Амстердам, Нидерланды)

До 12 лет в Нидерландах мы не читаем литературные произведения — только специальные книги для детей. И ты можешь сам выбрать те, что тебе интересны. Я читала много у Антонии Драгт, Кэрри Сли, Теа Бекман. У Драгт мне нравилось «Письмо королю», а у Бекман — «Крестоносец в джинсах».

В средней школе мы начали читать настоящую литературу: «Покушение» Харри Мулиша, «Тайный лес» и «Гора света» Луиса Купейруса. Мне нравилось все, что писала Конни Палмен, и я даже начала изучать литературу в университете из-за нее. Еще было достаточно много средневековых произведений: «Марикен ван Ниймеген», «Карл Великий и Эльбегаст», «Лис Ренар».

Вибхор, 27 (Канпур, Индия)

Я учился в английской школе, которая была прикреплена к совету ICSE (Indian Certificate of Secondary Education). Такие школы, как моя, известны в Индии, там преподают хорошую английскую литературу. У нас в программе были «Юлий Цезарь», которого мне очень нравилось обсуждать с одноклассниками, и «Макбет». Шекспира было очень много, пьесы могли меняться из года в год. Еще была книга, в которую входили произведения известных авторов: Чарльза Диккенса, Оскара Уайльда и других. На хинди мы тоже изучали истории и поэмы, например — Дханпатрая Шривастава, он довольно известный автор у нас, а еще Майтхилишарана Гупта.

Помню, что была книга коротких рассказов. В нее входили разные произведения: «Человек с зонтом» Роальда Даля, «Почта» Рабиндраната Тагора, «Человек, сделавший себя сам» Стивена Ликока и так далее. Некоторые из них были юмористическими, некоторые довольно серьезными, но все они открывали окно в другой мир. Эти книги произвели на меня сильное впечатление.

В университете я выбрал курс модернистской литературы, и вот там уже мы читали и обсуждали настоящую классику прошлого века: «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, «На маяк» Вирджинии Вулф, «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса.

Карлос, 31 (Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания)

Типичная ошибка в Испании: дети должны читать «Дон Кихота». Нам было 13 лет — уже не дети, конечно, но к такому точно не готовы. У нас был специальный вариант для школьников. Но я книгу все равно не прочитал: списал на экзамене или, может, успел пробежать глазами накануне. Не помню.

Еще мы делали письменные работы. Тогда Википедии не было, и было проще простого скрыть, что ты использовал чужие идеи, а не свои. Так было с Бенито Пересом Гальдосом, который тоже с Канарских островов. Интересный, кстати, писатель, которого сейчас никто не читает.

Цуёси, 27 (Токио, Япония)

Из классиков периода Мэйдзи (1868 — 1912) мы проходили следующих авторов: Мори Огай (роман «Танцовщица» 1890 года), а также романы Нацумэ Сосэки и Одзаки Коё (в первую очередь «Золотой демон» 1897 года). Из писателей периода Тайсё (1912 — 1926): рассказы Дзюнъитиро Танидзаки и его роман «Любовь глупца», новеллы Рюноскэ Акутагавы, а также произведения таких авторов, как Кикути Кан, Такамура Котаро и Миядзава Кэндзи.

Из классиков эпохи Сёва (1926 — 1989): «Закатное солнце» Осаму Дадзая, новеллы и романы Юкио Мисимы, роман нобелевского лауреата по литературе Кэндзабуро Оэ «Личный опыт», «Молчание» Сюсаку Эндо и «Женщину в песках» Кобо Абэ, а также произведения Ясуси Иноуэ.

Из современных авторов: романы «Норвежский лес» и «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, а также роман «Кухня» Бананы Ёсимото.

Юмна, 23 (Каир, Египет)

У меня в школе преподавали на английском. Мы приходили в школу в 7 утра, сначала была линейка, а потом — 5 уроков по 45 минут, перерыв и снова 5 уроков по 45 минут. Мы читали сказки по мотивам Шекспира, «Черную красоту» Анны Севелл, «Дэвида Копперфилда». Больше всего мне нравился все-таки Шекспир.

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector